Нейропсихологи давно говорят: чтобы запустить речь, особенно у малышей до 5 лет, телу нужно двигаться в пространстве — ползать, лазать, держать равновесие, использовать обе руки и ноги в движении. Знаете, почему?

1. Единство моторных и речевых центров в мозге.
Зоны мозга, отвечающие за движение (моторная кора), и зоны, отвечающие за речь (например, зона Брока, отвечающая за производство речи), расположены очень близко и тесно взаимосвязаны. Более того, они используют общие нейронные сети и пути.
Когда ребенок активно двигается, ползает, лазает, он стимулирует развитие моторных зон. Эта стимуляция "подтягивает" и активизирует соседние речевые зоны, создавая благоприятную почву для их созревания. Можно представить это как тренировку общей "мышечной" системы мозга, которая потом сможет выполнять более специализированные задачи.
2. Сенсорная интеграция (проприоцепция и вестибулярная система)
Проприоцепция (чувство тела). Движение дает мозгу огромный объем информации о положении тела в пространстве, о напряжении мышц, о том, где находятся руки и ноги. Это называется проприоцептивной обратной связью. Чем лучше ребенок чувствует свое тело в целом, тем легче ему научиться ощущать и управлять мелкими, точными движениями артикуляционного аппарата (языка, губ, челюсти), которые необходимы для произнесения звуков.
3. Вестибулярная система (равновесие).
Ходьба, лазание, качание, кружение стимулируют вестибулярную систему, отвечающую за равновесие и пространственную ориентацию. Хорошо развитая вестибулярная система помогает ребенку лучше регулировать свой тонус, быть более сосредоточенным и внимательным – а это критически важно для слушания и понимания речи, а также для удержания внимания во время попыток говорить.
4. Развитие межполушарного взаимодействия
При ползании на четвереньках ребенок используют обе руки и ноги. Эти скоординированные движения активно стимулирует развитие мозолистого тела (corpus callosum) – "моста" между левым и правым полушариями мозга.
Чем лучше развит этот "мост", тем эффективнее происходит обмен информацией между полушариями. А речь – это сложный процесс, требующий участия обоих полушарий: левое отвечает за логику, грамматику, синтаксис, а правое – за интонацию, эмоциональную окраску, понимание контекста.
Таким образом, если время подошло, а ребёнок не говорит, займитесь с ним движением. Не слушайте глупые советы - "перерастет". Начните с малого. А если не поможет, обратитесь к детскому нейропсихологу
