
Как детский нейропсихолог, я убеждена, что каждый этап развития имеет свои задачи и приоритеты, и попытка "перепрыгнуть" их может нарушить естественные процессы созревания мозга и психики.
Мозг не готов
Процесс чтения – это сложнейший когнитивный акт, требующий слаженной работы множества зон головного мозга: зрительной коры (распознавание букв), височных долей (фонематический слух, соотнесение буквы и звука), лобных долей (произвольное внимание, контроль, прогнозирование), теменных долей (пространственное восприятие, анализ).
В возрасте 3 лет структуры мозга, отвечающие за эти функции, еще не развиты в полной степени. Миелинизация нервных волокон, обеспечивающая быструю и эффективную передачу нервных импульсов, активно продолжается до 6-7 лет. Без достаточной миелинизации информация обрабатывается медленно и с ошибками.
Межполушарное взаимодействие и формирование мозолистого тела (структуры, связывающей правое и левое полушария) также еще не завершены. Чтение требует синхронной работы обоих полушарий.
Таким образом, в 3 года родители начинают с ребенком учить буквы, а его мозг к этому просто не готов. Наблюдается следующая картина: поскольку несвоевременное вмешательство имело место, то была «забрана энергия» у тех мозговых структур, которые должны были развиваться в этот возрастной период, а именно двигательные навыки и сенсорное развитие. А если ребенок до 5,5 лет будет ограничен в сенсорно-моторной сфере, то позднее он не сможет высидеть на уроке, будет невнимателен, быстро будет переутомляться, - ему будет сложно учиться. А родители будут удивляться, что же случилось с ребенком? Он ведь уже в 3-4 года читал!
И что делать? Не учить ребенка?
В любом случае, готовить к школе ребенка надо. Но, это не означает, что в возрасте 3-5 лет мы начинаем ребенка учить читать, считать и писать. Это значит, что акцент делается на развитии главных составляющих этих процессов, начиная с двигательной сферы (крупной и мелкой моторики), развитии зрительного, зрительно-пространственного восприятия, различных видов памяти, сферы представлений и образов, фонематического слуха. Это очень важно. И все это должно быть последовательно, в соответствии с этапами развития мозга ребенка.
Приоритет - игра
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью, согласно отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), является игра. Именно через игру ребенок познает мир, развивает воображение, социальные навыки, эмоциональный интеллект, крупную и мелкую моторику, сенсорное восприятие. Ребенку нужны игры и виды деятельности, которые формируют нейронные сети, которые станут основой для более сложных интеллектуальных функций в будущем, включая чтение.
Сюжетно-ролевые игры: развивают фантазии, проигрывание социальных ролей.
Манипулятивная деятельность: исследование свойств предметов, развитие мелкой моторики руки (готовит руку к письму, а также косвенно влияет на речевые зоны мозга).
Движение: развитие координации движений, равновесия, общей моторики.
Фундамент важнее: Базовые навыки
Для успешного освоения чтения в будущем ребенку необходимо развить ряд дочисловых и дописьменных навыков:
Развитая связная речь: богатый словарный запас, правильное звукопроизношение, умение строить предложения и пересказывать.
Фонематический слух: способность различать на слух похожие звуки речи (например, "Б" и "П", "С" и "З"). Это основа для понимания звуко-буквенных соответствий.
Пространственное мышление: ориентация в пространстве листа, понимание "лево-право", "верх-низ", что критично для правильного восприятия букв и слов.
Достаточный объем памяти и внимания: для запоминания букв, слогов, слов и удержания внимания на тексте.
Все эти навыки формируются не через чтение, а через активное общение, игры с мелкими предметами, рисование, лепку, конструирование, чтение книг взрослыми (без требования к ребенку читать самому) и др.
Если вам интересна тема нейропсихологического развития ребенка, присоединяйтесь к моей группе в вк
