И кто их только учит врать?

Узнав, что ребенок обманывает окружающих, родители бывают крайне удивлены: они ведь не учили его врать! И единственное, что им остается, - сваливать вину друг на друга или на плохих приятелей.

В дошкольном возрасте влияние семьи, ее традиций и воспитательной тактики преобладает над всеми остальными факторами. В этом возрасте ни воздействие средств массовой коммуникации, ни общение со сверстниками не может конкурировать с вкладам родителей в дело воспитания подрастающего поколения.

Опрос детей 4-7 лет показал, что они говорят неправду в следующих случаях:

  • чтобы не ругала мама (40 %);
  • чтобы родители не запрещали играть во дворе с другими ребятами (15 %);
  • чтобы перехитрить других (7 %);
  • ради собственного удовольствия(0,2 %).

Остальные ответили, что врать нехорошо и это делают только плохие люди.

Стремление к подражанию самым близким людям закладывает фундамент мотивационной сферы формирующейся личности. Все что принято в семье - бережливость или расточительность, общительность или уединенность, открытость или скрытность, взаимное доверие или подозрительность, искренность или лицемерие, - все это будет впитано психикой ребенка и бессознательно воспроизведено им в будущем.

Нецеленаправленное обучение является, по мнению психологов, гораздо более эффективным, чем целенаправленное. Если требовать от ребенка чистоплотности и аккуратности, а на деле относиться к своим личным вещам и внешности с пренебрежением, то слова ваши останутся лишь пустым звуком. Провозглашение одних принципов, а следование другим - вот действительная причина отклоняющегося поведения дошкольников. Учат не слова, а поступки - это первая истина в деле воспитания подрастающего поколения.

Вторая причина лживости детей - стремление оградить свой внутренний мир от вторжения взрослых. Научить детей прятать подлинные мысли и чувства за правдоподобными вымыслами может наша нескромность, убежденность, что у ребенка не должно быть тайн от родителей.

Авторитарный стиль воспитания, характеризующийся безапелляционностью в принятии решений, частым использованием угроз и наказаний, резким разграничением прав больших и маленьких, может сформировать в детях, особенно со слабой нервной системой, приспособительный тип поведения. Такие малыши станут бессовестно врать, чтобы избежать наказания, будут наговаривать на других, лишь бы заполучить для себя хоть маленькую привилегию.

Пренебрежительное отношение к своим детям также может стать причиной формирования в них лживости как черты характера. Будучи обделенными родительским вниманием, такие ребятишки начинают придумывать различные небылицы про себя и своих знакомых. Чем более страшней будет придуманная ложь, тем больше вероятность заинтересовать взрослых своей персоной. Такие дети часто предпочитают наказание за вранье отсутствию какого бы то ни было внимания со стороны родителей. Побои, упреки, материнские слезы воспринимаются ими как своеобразная родительская забота. Поэтому лживость - нередкий спутник педагогической запущенности ребенка в семье.

Ребенок-дошкольник, не обладая еще достаточной критичностью ума, не в состоянии разграничить нравственные и безнравственные мотивы поступков взрослых. Поэтому они начинают воспринимать лживость как всеобщую норму поведения. Неслишком же умелое ее использование - лишь временное явление, ведь чем старше будет становиться ребенок, тем тоньше будет его ложь, тем лучше он будет маскировать свои неблаговидные мысли и поступки за правдоподобными рассказами.

Чтобы избежать этого, необходимо с первых дней жизни ребенка растить его в атмосфере доверия, позволять ему быть самим собой, а не тем образцом, что мы создали в своем воображении. При первых признаках развития склонности к вранью и лицемерию лучше воздержаться от наказаний и нравоучений, а прибегнуть к пересмотру системы взаимоотношений с малышом и собственных основ поведения.

Чаще всего детская лживость является своеобразным результатом семейной социализации, подражания взрослым или продуктом применяемой системы воспитания.

По материалам книги "Е.Н.Корнеева, Вы и Ваш ребенок", Москва, Мир и Образование, 2013 г,-224 с
Фото: сайт http://paintermommy.com/