Ленивый ребенок

/

Почему ребенок ленится

Ни один ребенок еще не посетовал на собственную леность – она беспокоит исключительно родителей! Толковый словарь дает справку: «Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». На самом деле все это ее следствия, а причины могут быть разными – возрастными и психологическими. Поговорим о том, что можно принять за лень в разные периоды детской жизни.

«Да он у вас просто ленится», – говорят в поликлинике молодой маме, обеспокоенной тем, что малыш вяло сосет и вообще не очень активен. Неужели бывают младенцы, которым не хочется познавать мир? Может, это их пятнадцатая реинкарнация, и они уже в курсе происходящего? Вряд ли. Скорее всего дело в темпераменте. Детей-флегматиков обычно считают ленивыми.

«Флегматик – медлительный молчун, полненький, спокойный. Он любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко и встает поздно, ест много, в еде неразборчив… Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Это послушный и пунктуальный ребенок. Он затрудняется сам принимать решения и отдает право выбора другому. Обычно такие малыши знают мало стихов и песен, не любят новое, а с радостью вспоминают уже знакомое. Другим детям они кажутся скучными и ленивыми, их не приглашают в активные игры, но любят участвовать с ними в традиционных ролевых играх (больница, дочки-матери)».

Темперамент изменить сложно, но можно смягчить его крайности. Полезны упражнения на развитие фантазии и занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Ребенка нужно периодически тормошить, с утра будить настойчиво, поторапливать во время еды, закалять, заинтересовывать играми. Психологи не советуют активно демонстрировать теплые чувства к маленькому флегматику. Кажущаяся холодность окружающих поможет ему преодолеть собственное равнодушие, побудит завоевывать любовь родителей и симпатию сверстников.

Лень часто путают с трудностями в учебе. Так случается при переходе в среднюю школу: прибавляются новые предметы, растет нагрузка, усложняются определения, материала для запоминания все больше... Родители пропускают момент, когда у ребенка появляются пробелы в знаниях, да и сам он не сразу понимает, что стало труднее учиться.

Не каждый ученик станет просить помощи у мамы и папы, да и не всякий родитель бывает готов помочь. Постепенно ребенок оставляет попытки разобраться в сложных предметах, теряя интерес к ним, а неуспеваемость объясняет тем, что ему лень решать дурацкие задачи, которые в жизни не пригодятся.

Это лишь способ психологической самозащиты, чтобы оправдать непонимание. Не скажешь же маме: ну вот такой я глупый уродился, мозгов на эту математику не хватает!

Другая проблема, скрывающаяся под маской лени, – отсутствие познавательных интересов. Нежелание узнавать и учиться возникает по двум причинам.

Первая – принудительно-безрадостная атмосфера вокруг учебы. Увлекательный процесс накопления знаний воспринимается как школьная повинность, которую отбывать не хочется. Если ребенку посчастливится встретить хорошего педагога или родителям удастся заинтересовать чадо радостью познания, от школьной лени не останется и следа.

Вторая причина – перегруженность знаниями чуть ли не с младенчества. Малыш, в которого закачивают информацию, как файлы в компьютер, забыв о подвижных играх и прогулках, устает от учебы задолго до школьного возраста. Чтобы ребенок пошел в первый класс с энтузиазмом, вместо требовательного педагога станьте для него партнером в играх и занятиях.