Вход / Регистрация    |    Контакты     |   Присоединяйтесь Мы в контакте
Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 53931   лента медицинских новостей лента медицинских новостей
Медицина, Калининград
Сетевое СМИ MED39.РУ
Медицинский портал
г.Калининград
Медицина, Калининград

 

Детское питание

Фитотерапия для  детей

Сказкотерапия. Сказки для детей

Медицина для детей
Подпишись на новую статью

Новости от партнеров

 

Часть 4. Принципы воспитания

Продолжение

2. ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ

Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве

В фильмах часто показывают, как семья или группа друзей, увлеченные совместным пением, организуют свой досуг. Простые сельские жители, не имеющие образования, с удовольствием поют хором, и их голоса звучат удивительно мелодично и стройно. Слушая такое исполнение, ребенок обучается музыкальной грамоте не с отдельных нот, а сразу с целых созвучий. Это помогает ему понять разницу между звуками при их сопоставлении. Ребенку легче понять то, что имеет определенную структуру. Комбинации звуков помогают ему интуитивно почувствовать взаимоотношения звуков и индивидуальные качества каждого звука.

Совершенный слух нельзя выработать у взрослого, но можно у маленького ребенка, если дать ему правильное музыкальное образование.

Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания

В 1970 году на ярмарке в Осаке состоялся концерт маленьких скрипачей в честь Дня ООН. Он начался в 11 утра, но уже в 8 утра большинство детей, в том числе трех- и четырехлетние, уже стояли на площади, несмотря на холод, репетируя и настраивая свои скрипки. Я был поражен целеустремленностью детей.

Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость - это не одно и то же. Последнее качество весьма нежелательно у взрослого человека. Тот, кто не способен долго сосредотачиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и энергии на каждое задание.

Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами. Считается, что ученики музыкальных школ дисциплинированы и хорошо воспитаны. Вы можете подумать, что родители держат этих детей в строгости, и это может сделать их скучными и серьезными с самого детства. Ничего подобного! Они хорошо себя ведут не потому, что на уроках присутствуют родители, а потому, что они способны к высокой степени концентрации внимания без всяких особых усилий. Учеба дается им легко, и они успевают сделать больше других детей за то же время. Таким образом, у них остается больше свободного времени.

Все родители, чьи дети посещали скрипичный класс доктора Сузуки, утверждали, что их дети никогда не мучились, готовясь к экзаменам, что они без напряжения хорошо учились, хотя проводили много времени, играя с детьми во дворе. Этот вопрос выявил совершенно новый тип ребенка-интеллектуала: жизнерадостный, смышленый и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика.

Известно изречение Конфуция "в гармонии с музыкой". Имеется в виду, что музыка смягчает душу и улучшает характер. Музыкальные занятия требуют регулярных тренировок, которые в свою очередь воспитывают способность к концентрации внимания. Таким образом, музыка также способствует правильному формированию характера.

Игра на скрипке развивает черты лидера

Способность руководить другими людьми считается исключительно взрослой чертой, и поэтому это качество воспитывается в более позднем возрасте. На самом деле качества лидера начинают развиваться гораздо раньше, чем многие думают. Замечено, что в любой группе детей кто-то обязательно начинает играть роль лидера. В своей книге "Детская психология" доктор Ямашита говорит, что потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. В игре или других занятиях он всегда пытается создать что-то новое и первый берется за воплощение своих идей.

Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученики доктора Сузуки - это жизнерадостные, энергичные дети со склонностью к лидерству, а вовсе не бледные гении. Эти дети со временем станут лидерами в обществе, которое всегда нуждается в таких людях.

Многие ученики доктора Сузуки заняли ведущие посты в самых прославленных оркестрах мира.

Музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности ребенка

Считается, что внешность человека целиком зависит от наследственности. И все же вы наверняка не раз замечали, как меняется внешность человека в зависимости от того, как складывается его жизнь. Конечно, изменить кардинально форму глаз или носа можно только с помощью пластической операции, но внешность в целом и манера поведения очень заметно меняются в зависимости от жизненных обстоятельств. Особенно наглядно эти изменения можно наблюдать у детей. Так, например, внешний облик ребенка, который слушает музыку или берет уроки музыки, безусловно меняется под влиянием этих занятий. Мы провели эксперимент в Ассоциации раннего развития с группой младенцев, которые вначале, когда матери впервые собрали их вместе, ничем друг от друга не отличались. Затем произвольно отобрали из этой группы часть детей и дали им слушать "Маленькую ночную серенаду" Моцарта. Через четыре месяца эти дети существенно отличались от остальных: они были живее и их глазки блестели ярче.

Известный японский музыкальный критик Маруо писал мне в письме: "Звуки оказывают огромное воздействие на человека. Внимательные матери, вероятно, заметили, как изменились дети со времени второй мировой войны. Это произошло по трем причинам:

1) вырос культурный уровень самих матерей;

2) улучшилось питание;

3) усилилось воздействие звуков на детей.

Маруо уверен, что музыка меняет выражение лица. Он замечал этот интересный феномен неоднократно.

Поэтому он пользуется методом "погружения человека в музыку", в полной уверенности, что музыка делает человека красивым. Он считает, что уже месячному ребенку недостаточно слушать только речь, он, безусловно, слышит и музыку, которая звучит по радио, телевидению, с магнитофонных записей.

Заучивание стихов тренирует память

Снег тает на ветке дерева, где голубь воркует.

Смотри, маленький котенок мягко ступает по опавшим осенним листьям.

Ползает и смеется ребенок, ему исполнилось два года этим утром.

Это традиционное японское стихотворение - хайку, написанное Иссой Кобаяни, поэтом позднего средневековья.

В нашей экспериментальной школе воспитания талантов такие хайку учат для тренировки памяти. Хайку очень подходят для этой цели, потому что они короткие, ритмичные - они легко запоминаются. Кроме того, они отвечают тем требованиям, которые предъявляют к детской поэзии: "стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, и они должны быть красивыми, изысканными и заслуживающими того, чтобы их помнить всю жизнь. И в то же время они должны нравиться ребенку".

Сначала дети учат по одному стихотворению Иссы каждый день. Им рассказывают о содержании стихотворения, на следующий день они читают его наизусть и получают задание выучить новое. Таким образом, ребенок тренирует память, но при этом получает удовольствие. Если в первый раз ребенку нужно услышать стихотворение десять раз, прежде чем он его запомнит, то в следующий раз ему достаточно трех-четырех повторений, а потом и одного раза. Мне говорили, что ребенок выучивает 170 стихов Иссы в год.

Повторение - мать учения. Это аксиома. Если ребенок забыл строчку, пусть повторит все стихотворение от начала до конца. Те, кто тренировал свою память таким образом, могут запомнить целую сказку после четырех или пяти прочтений.

Некоторые читатели с сомнением отнесутся к такому методу тренировки памяти. Я тоже вначале считал, что хайку Иссы не совсем подходят для детей. Однако цель таких занятий не просто заучивать наизусть, но также развивать эстетическое чувство ребенка, его умственные способности и творческие потенции.

Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений.

Но память ржавеет, если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше она функционирует и развивается.

Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении.

Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть

В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребенка. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы.

Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Конечно, не всегда легко отличить истинное от фальшивого. Формируя эстетические потребности своего ребенка, родители должны доверять и своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать ребенку только книжки с примитивными картинками, поскольку якобы он не поймет более сложного языка живописи. Если родители ценят Матисса и Пикассо, они, безусловно, могут показывать их картины своему ребенку. Если они получают удовольствие от музыки Бетховена и Моцарта, пусть и ребенок их слушает как можно чаще.

Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни.

Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определенные штампы сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому.

Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна быть своевременной.

Ребенок - великий имитатор

Когда мне было три года, мне нравилось имитировать заикание одного нашего соседа. Мама ругала меня: "Прекрати! Заикание заразно."

Автор многих книг о раннем детстве К.М.Джоунс рекомендует водить ребенка, который боится собак, туда, где дети играют со своими собаками. Подражая этим детям, он избавится от своего страха.

Я слышал от одной матери, что ее ребенок был очень разборчив в еде, пока она не начала сажать его за стол с другими детьми того же возраста, которые с жадностью ели любую пищу. Иногда ребенок с плохим аппетитом вдруг начинает хорошо есть после визита в дом, где дети едят с завидным аппетитом. Мать может подумать, что ее ребенку не нравится именно ее стряпня, а на самом деле он просто подражает другим детям.

Дети начинают подражать уже в первый год жизни, а на втором и третьем году они подражают сознательно, и не только детям своего возраста, но и старшим. Недаром говорят, что дети - зеркало взрослых. Поэтому в присутствии ребенка, обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все жесты, манеру говорить, походку и т.д.

Эта склонность к подражанию влияет также и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок может стать нервным, поиграв с другим нервным ребенком, или вдруг начать бояться самолетов, если его приятель их боится.

Подражая, ребенок не просто обезьянничает - это акты настоящего творчества. Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьезно, чтобы не убить в зародыше творческую личность, что, разумеется, не входит в ваши намерения.

Успехи в одном деле дают уверенность в других делах

Как мы уже не раз утверждали, уроки игры на скрипке или занятия иностранными языками нужны не для того, чтобы вырастить из ребенка гения, но, главным образом, чтобы способствовать его общему интеллектуальному развитию. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном.

С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

Примеров такого рода очень много. В классе доктора Сузуки был очень застенчивый мальчик трех лет. Он плохо разговаривал по сравнению с другими детьми, они над ним смеялись и не принимали его в игры. Когда ему предложили попробовать поиграть на скрипке, он расплакался и к ней даже не притронулся.

Через пару месяцев посещения класса терпеливого доктора Сузуки ребенок начал играть, а через шесть месяцев он уже лучше всех исполнял пиццикато. Это придало ему уверенности в своих силах. К удивлению родителей он начал заниматься по собственной инициативе. Более того, он стал гораздо общительнее и энергичнее и в других делах. Он часто изображал из себя дирижера, стал заводилой среди соседских детей, и его речь совершенно исправилась.

Такие превращения происходят и со взрослыми людьми, не у маленьких детей, у которых психологические переживания еще не глубоки, подобные изменения происходят гораздо легче.

3. ТВОРЧЕСТВО И НАВЫКИ

Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше

В восемь месяцев ребенок уже может удержать карандаш. Хватательные способности лучше, чем что-либо другое, свидетельствуют о здоровом развитии ребенка. В этом же возрасте ребенок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать до отчаяния. Другими словами, ребенок входит в стадию самоутверждения.

Важно разумно направлять поступки ребенка, поскольку от этого зависит его будущая способность к творчеству. Дайте ему цветные карандаши. Он, конечно, сразу же начнет малевать, где попало. Если вы дадите ему лист бумаги, он прочертит несколько кривых линий и скорее всего порвет бумагу. Для вас это просто каракули, а для него это самовыражение.

Однако многие родители невольно подавляют это стремление к самовыражению. Они навязывают ему свои представления: "Держи карандаш вот так!" "Яблоки должны быть красные", "Рисуй круг вот так", "Не рви книжку", "Не бросай бумагу на пол", "Не пиши на столе". Не слишком ли много запретов на одного маленького ребенка?

Иногда дом, где есть маленький ребенок, поражает своей чистотой и порядком. Обычно гость делает комплимент матери, которая держит дом в таком порядке и за ребенком успевает смотреть. Действительно, уход за ребенком с утра до ночи не оставляет ни времени, ни сил для поддержания чистоты в доме. Для матери было бы шоком узнать, что ее добросовестность в ведении хозяйства мешает творческому развитию ее ребенка.

Все, что ребенок делает руками, - рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей.

Стандартная бумага для рисования - стандартный человек

Художник-иллюстратор Хироше Минабе недоволен сегодняшним воспитанием детей до трех лет. Некоторые его идеи кажутся мне заслуживающими внимания.

Например, он говорит, что прежде чем начать рисовать картину, художник решает, какого формата она будет. Ребенку же дают стандартный лист бумаги и таким образом уже лишают его возможности выбора.

Такое же отношение мы наблюдаем и в других вопросах. Например, считается, что ребенку подходят только специальные детские песенки и сказки. Такое отсутствие воображения со стороны взрослого в свою очередь ограничивает воображение ребенка.

Когда детям предлагают листы бумаги только стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что все картинки должны быть только такого размера, и что это то, что от них котят родители и воспитатели.

Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка

Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Я часто наблюдаю в магазинах, как ребенок доводит себя до истерики, требуя купить понравившуюся ему игрушку, и родители не выдерживают и покупают. Однако многие специалисты по дошкольному воспитанию считают, что, отказываясь удовлетворять любое желание своего ребенка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а наоборот, действуют в его же интересах. Многие психологи считают, что, когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. В его воображении кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина.

Таким образом, если хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете прямо противоположного эффекта.

Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка

Слишком заботливые матери стараются убрать подальше все, что может принести вред ребенку. Когда ребенок начинает ползать пли ходить, он еще так неустойчив, что все время опрокидывает вазы, хватается за электропроводку, скользит на бетонном полу. Конечно, матери пытаются избавить ребенка от любой опасности, убрав все с его пути, и оставляя только тупые предметы и то, что он не может сдвинуть с места.

Таким образом, они практически создают вакуум вокруг своего ребенка. Я уже упоминал о пользе тактильных ощущений для развития ребенка. Мадам Монтессори рекомендует сознательно предлагать ребенку предметы жесткие и мягкие, грубые и нежные, тупые и острые, тяжелые и легкие. Ребенку интересно все, что его окружает. Он трогает и ощупывает предметы, а иногда опрокидывает или рвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

У ребенка свое собственное представление о порядке

Хотя для ребенка вредно жить в обстановке идеального порядка в доме, я не утверждаю, что в доме должен быть хаос. Как я уже не раз говорит, в его мозгу активно формируются стереотипы, и это делает его чувствительным к цветам, формам, местонахождению в пространстве.

Поскольку его способности к распознаванию образов развиваются в результате постоянного повторения, я заключаю, что если он всегда находит один и тот же предмет на одном и том же месте, это оказывает на него положительное воздействие, как и в случаях с усвоением других навыков.

Ребенок очень чувствителен к любым переменам в его жизни. Иногда малыш начинает плакать ни с того ни с сего, теряет аппетит, у него поднимается температура. Эти симптомы могут быть реакцией на перемены в обстановке, которые взрослый может и не заметить.

Другими словами, любые изменения нарушают представления ребенка о порядке. Если эти изменения неприятны ему, он, естественно, соответственно реагирует. Мы должны понять, что дети гораздо чувствительнее к изменениям в определенном порядке вещей, чем взрослые. Дети воспринимают предметы не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом. Это в свою очередь способствует их развитию, поэтому нам, взрослым, следует избегать резких изменений, которые могут нарушить представления ребенка об устойчивости и порядке в мире.

Предоставьте ребенку наблюдательный пост

Мне часто приходило в голову при виде младенца, лежащего в коляске, что ему не на что смотреть, кроме голого потолка или сетки от комаров. Иногда появляется лицо взрослого и быстро исчезает.

Это нехорошо. Ребенку надо на что-то смотреть. Во всем мире родители подвешивают погремушки над кроваткой. Я не уверен что этого достаточно.

Мадам Монтессори разделяет мои опасения. Она утверждает, что в этом возрасте дети жадно впитывают любые сенсорные ощущения и что эта потребность не может быть удовлетворена, если ребенок постоянно лежит на спине в своей кроватке или в коляске. Хотя взрослые периодически наклоняются над ребенком, это только раздражает его глаза, поскольку он силится проследить за исчезающим предметом, не будучи в состоянии повернуть голову. Я предлагаю класть его в наклонном положении, чтобы у него был обзор, вместо того чтобы поминутно наклоняться над ним или забрасывать его игрушками. Таким образом, он сможет видеть, что происходит за пределами его коляски.

Игрушки должны быть приятными на ощупь

Художник Хироше Манабе известен своей неповторимой манерой живописи. У него своя теория воспитания детей, которую он испытал на своих детях.

"Я никогда не покупаю им готовых игрушек. Я даю им наборы деталей, из которых они могут собрать игрушку сами. Даже если у них не получается и они начинают плакать, они знают, что им все равно никто не поможет. Если они хотят иметь игрушку, они должны собрать ее сами. Поэтому дети стараются изо всех сил".

Это великолепный воспитательный прием - он включает в себя "радость достижения", которой лишен ребенок, имеющий только готовые игрушки. Очень важно, однако, чтобы разборная игрушка соответствовала возрастным возможностям ребенка, иначе этот метод обернется жестокостью по отношению к ребенку.

В детском магазине даже у взрослых разбегаются глаза от обилия ярких, оригинальных игрушек. Мы тратим все до копейки, ожидая, что ребенок будет в таком же восторге от этих покупок. Но обычно ребенок играет с новой игрушкой несколько минут и потом забрасывает ее. У каждого родителя был такой опыт.

Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная. Пожалуй, с заводной железной дорогой он поиграет подольше, собирая и разбирая рельсы, наблюдая, как движется поезд.

По идеям Монтессори разработана серия игрушек, имитирующих реальные предметы быта. Их можно трогать, бросать, помещать внутрь друг друга, расстегивать и застегивать, открывать и закрывать. Все это навыки, необходимые ребенку в жизни.

У взрослых часто бывают искаженные представления о ценности той или иной игрушки, основанные на их собственных детских впечатлениях. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, "радость достижения" и удовлетворяют его потребность в "творчестве.

Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства

С нашим ограниченным воображением мы, взрослые, считаем, что книжку нужно только читать, а из кубиков строить.

Книжки и кубики обычно бывают первыми игрушками ребенка. Взрослые навязывают ребенку свои представления о том, как надо с ними играть. Если ребенок играет по-своему, значит, цель достигнута независимо от того, с чем и как он играет.

Поправлять его - значит мешать его творческому развитию или даже отнимать у него желание играть вообще.

Он может использовать книжку как туннель, или рисовать на ней, или порвать ее. Лучше вообще не давать ему книжек, чем настаивать, чтобы он их только читал. Когда у него появится интерес к чтению, он и сам поймет, что книги интереснее всего читать.

Ребенку скучно играть с готовой игрушкой, которую можно использовать только по какому-то одному назначению. Какая бы дорогая эта игрушка ни была, она не представляет ценности для ребенка, если он не может что-то делать с ней руками или приспособить ее в соответствий со своим богатым воображением.

Почти все родители прошли через это. Обычно первому ребенку покупали слишком много игрушек, а второму уже меньше, поняв, что ребенку на самом деле вовсе не нужно их изобилие. Лучше иметь несколько, но полезных игрушек.

Для малыша - игровой материал все, что он трогает и видит. Нет особой нужды вообще покупать ему игрушки, и не настаивайте, чтобы он обязательно играл так, как "положено".

Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка

Оглянитесь вокруг - вы будете поражены, сколько существует простых игрушек, которые использовались веками. Это глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур.

Эти материалы имеют одну общую характеристику - они не имеют определенной формы или назначения. Другими словами, им можно придать любую форму. Именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может дослать с этими материалами все, что ему заблагорассудится. Предположим, мы даем глину и бумагу малышу, которому еще и года нет. Он их потрогает без всякой цели, не намереваясь что-то сделать из них, а только изучая их. Но перебирая их в руках, он уже меняет их форму, с удивлением наблюдая за этими изменениями. И это уже само по себе ценный опыт.

В этом возрасте ребенок будет просто еще и еще раз мять и трогать глину и бумагу, получая удовольствие от этого процесса. Подсознательно он начинает понимать причинно-следственные связи между действием и результатом.

Постепенно он начинает пытаться придать форму глине и сделать кораблик из бумаги. Эти игрушки легко превратить и в простые предметы, и в очень сложные, в зависимости от стадии развития ребенка.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение - это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка

Главная цель таких занятий, как уроки музыки или иностранного языка, как мы уже не раз подчеркивали, это не столько научить ребенка чему-то, сколько развить его безграничные потенции. Этой же цели служат ролевые игры. Авторы книги "Некоторые аспекты детства выдающихся людей" делают следующее заключение: каждый ребенок, независимо от степени его одаренности, заслуживает внимательного к себе отношения, поощрения и помощи, чтобы он развил максимально все лучшее в себе, независимо от своего социального положения или расовой принадлежности. Мы, взрослые, должны дать ему это понимание и помочь ему, а это требует времени и терпения.

Детский писатель Горо Маки считает, что театр или игры по ролям - один из лучших способов развития детского творчества. Однако он с грустью констатирует, что поскольку на ребенке не сразу сказывается благотворное влияние участия в театральных представлениях, то родители, всегда ожидающие немедленных результатов, могут быть разочарованы. Я видел результаты наблюдений над детьми, которых поощряли играть в театр и сочинять пьесы. В первом и втором классе начальной шкалы они учились средне или даже ниже среднего, а потом резко вырывались вперед, оставляя других детей далеко позади.

Я вовсе не предлагаю детям играть роли в пьесах или кривляться. Я имею в виду самовыражение через телодвижения и слова, в отличие от карандашей или музыкальных инструментов. Самое ценное в этих играх - это возможность прямого и свободного самовыражения в отношениях с другими членами группы.

Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта

Профессор Куньо Акуцу проводил исследования по заданию Ассоциации раннего развития и выяснил, что плохая осанка при ходьбе есть результат недостаточной физической тренировки в младенчестве.

Дети начинают ходить самое раннее в восемь месяцев. Если их не тренировать на основные движения в этом возрасте, они никогда не будут выполнять их правильно, и никогда не приобретут других навыков, основу которых составляют эти же мозговые системы. В этом смысле ранняя тренировка в ходьбе играет ту же самую роль, что и ранние уроки музыки или иностранного языка.

Я собираюсь подробно поговорить о физическом воспитании ребенка, чтобы убедить родителей, что, во-первых, основные двигательные навыки надо тренировать в младенчестве, и во-вторых, правильная физическая подготовка прекрасно стимулирует умственное развитие малыша.

В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходит параллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но и рефлексы.

Профессор Ацуку пишет: "Физические упражнения улучшают работу всех органов и повышают сопротивляемость ребенка к внешним стрессам".

Конечно, ребенок вырастет, даже если вы просто кормите его и заботитесь о нем. Но если вы больше ничего не даете ему, то тот набор способностей, с которыми он родился, останется неразвитым. Физические упражнения - один из главных компонентов его развития. Они стимулируют развитие мышц, костей, внутренних органов и мозга. Было подмечено, что ребенок, который начинает рано ходить, бывает очень смышленым. Вероятно, это от того, что более интенсивная физическая нагрузка способствует развитию его интеллекта.

Тренируйте левую руку так же, как правую

Много ли левшей среди ваших знакомых? Наверное, один или два. А людей, одинаково владеющих обеими руками, еще меньше. Не знаю были ли Адам и Ева правшами , но на каком-то этапе в истории человечества пользование правой рукой стало нормой. Все рассчитано на праворуких - автомобильное управление, спортивный инвентарь, кухонное оборудование и инструменты. Поэтому по традиции родители учат детей пользоваться правой рукой.

В Америке гораздо больше, чем в Японии, людей, которые одинаково свободно владеют и правой и левой рукой. Но правшей все-таки больше, чем левшей. Имеет ли это предпочтение правой руки под собой какие-либо основания? Есть теория, что упор на левую руку перегружает сердце. Но я никогда не встречал левшей с больным сердцем. Я знаю одного человека, который, будучи левшой еще в детстве, натренировал и свою правую руку и теперь легко и свободно владеет обеими. Когда я услышал об этом, я попытался натренировать свою левую руку, но безуспешно. В моем возрасте это уже невозможно: левая рука пишет каракули, и даже мяч не летит в цель.

Правая и левая руки родились одновременно, и их анатомия одинакова. Почему же они функционируют по-разному? По-видимому, потому что с детства к ним было разное отношение.

Обезьяны не делают различий между правой и левой рукой, они свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Таким образом, человек в этом отношении менее совершенен, чем обезьяна.

Есть предположение, что если мать всегда держит ребенка на левой руке во время кормления, чтобы правой делать что-то еще, то его правая рука всегда оказывается прижатой, и тогда его левая рука будет развиваться лучше. Иногда ребенок случайно начинает писать левой рукой, и она развивается лучше, чем правая.

Каждый может развить одинаково и правую и левую руку, если начнет это делать в раннем детстве. Я уже говорил, что тренировка пальцев способствует развитию интеллекта. С этой точки зрения не следует пренебрегать левой рукой.

Детям полезна ходьба

Из-за автомобильного движения мы уже не видим на улицах играющих детей. Их ведут за руку мамы, им не разрешают ковылять самим. Прежде, чем вы начнете жаловаться, что у вас нет времени тащиться со скоростью вашего ребенка, подумайте, как полезна ему ходьба.

В ходьбе участвует все тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе.

В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление. При правильной ходьбе мышцы одной ноги напрягаются, в то время как на другой они отдыхают. Происходит плавное движение без потерь энергии.

Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс. Мы не замечаем процесса ходьбы, воспринимая его как нечто само собой разумеющееся. Но это не так. Как показывает история с двумя девочками, выросшими в волчьей стае, ребенок так и будет ползать, если его будут окружать существа, передвигающиеся на четырех ногах. Очень важно, чтобы ребенка учили правильно ходить с раннего возраста.

Двигательные способности тоже нуждаются в тренировке

Супруги Икеда, оба гимнасты, решили своего первенца тренировать по системе, разработанной нашей Ассоциацией раннего развития. Он вскоре проявил удивительные спортивные способности. Родители решили, что он унаследовал их таланты, что это у него "в крови". Поэтому со вторым ребенком они не занимались, и он совсем не проявил никаких спортивных способностей, хотя родился от тех же родителей-спортсменов. Супруги заключили, что двигательные способности мало зависят от наследственности, а больше от тренировки.

Наше телосложение и координация движений передаются по наследству. Но то, как вы сумеете развить задатки, которые вы получили от природы, зависит от тренировки. Можно от рождения иметь прекрасные данные для занятий плаванием или гимнастикой, но без соответствующей тренировки эти задатки не будут реализованы. В то же время ребенок, рожденный со слабыми физическими данными, может добиться больших спортивных успехов.

Гениальные брат и сестра, говорящие на семи языках, с которых я ранее рассказывал, родились слабенькими физически. Но в результате упорных занятий бегом и отжимами они достигли хороших результатов. Младшую девочку начали тренировать в 11 месяцев, а ее старшего брата в два с половиной года. В результате сестра бегает даже лучше брата. Этот пример еще раз доказывает, что двигательные способности зависят не сколько от наследственности, сколько от ранней тренировки. То, что называют врожденной способностью к спорту, на самом деле результат того, что ребенок рос в спортивной среде.

Чем раньше начать занятия спортом тем лучше результаты

Я уже рассказывал, как плавают дети всего нескольких месяцев от роду и что ребенок, который только учится ходить, может легко научиться кататься на роликовых коньках, в то время как взрослому овладеть этими умениями очень трудно, порой настолько трудно, что пропадает всякое желание научиться. Я начал играть в гольф после сорока. И хотя уже 15 лет усердно тренируюсь, играю все еще плохо. Если бы я начал играть в детстве, то уверен, что играл бы гораздо лучше, не затратив на это столько усилий.

Один мой знакомый начал учить своих детей играть в гольф, когда одному было семь, а другому девять лет. Младший намного опережает старшего, даже сейчас, спустя 8 лет, хотя старший атлетически сложен и превосходит младшего в других видах спорта. Их отец пытался понять, в чем причина успехов младшего сына.

Единственное объяснение - это то, что он начал раньше тренироваться.

Для ребенка работа и игра - это одно и то же

Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы.

Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.

Как бы ни проста была работа, ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует осторожности и концентрации внимания, которые не нужны в игре.

Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно для развития его интеллекта и двигательных способностей. Как ни странно, многие родители забывают, что ребенок может вместе со взрослыми пропалывать огород, поливать, мыть полы, убирать дом. Этому легко научиться, и это имеет самое непосредственное отношение к повседневной жизни. Конечно легче всего предоставить малыша самому себе. Ребенка не надо учить играть, гораздо труднее научить его выполнять простые работы по дому. Но те родители, которые, чтобы облегчить себе жизнь, полагают, что "жестоко заставлять работать маленьких детей", обделяют своего ребенка.

 

1  2  3  4  5  6  7 

Если понравилась статья, расскажи о ней друзьям

             

Внимание! Администрация сайта med39.ru не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Комментарии

Добавление комментариев

Представьтесь:

Текст сообщения

Решите задачку: 9+8

Все поля обязательны к заполнению.
Комментарии, содержащие ненормативную лексику, ссылки на сторонние ресурсы, сообщения рекламного характера или противоречащие законодательству РФ, будут немедленно удалены!

 


 

 


 

 

Правила использования материалов

Вся информация, размещенная на данном сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в печатных СМИ, иначе как с письменного разрешения "мед39.ру".

При использовании материалов в интернете, активная прямая ссылка на med39.ru обязательна!

Пользователь обязан соблюдать точность воспроизведения информации. Сокращение текста допускается только в той мере, в которой это не приводит к искажению его смысла.

Данный сайт не предназначен для просмотра лицам младше 16 лет.

Сетевое издание «МЕД39.РУ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 53931 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 апреля 2013 года.

Информация, размещенная на сайте не может рассматриваться как рекомендации пациентам по диагностике и лечению каких-либо заболеваний, равно как и не является заменой консультации с врачом!

Точки зрения в размещенной на сайте информации являются частными и могут не отражать официальных точек зрения уполномоченных государственных органов или компаний-производителей.
За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель
Медицинский портал МЕД39.РУ
Калининград.
Copyright © 2007-2017