Детская агрессивность

Каждому ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща агрессивность. Проявления агрессивности со стороны детей подвергают тяжелому испытанию терпение родителей. Одни при этом становятся излишне строгими с ребенком, другие, наоборот, стараются быть более ласковыми и внимательными. Агрессивность обнаруживается очень рано, уже в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста: малышу что-то не позволяют или в чем-то отказывают и это его раздражает.

Нормальные проявления агрессивности у ребенка изменяются в определенной последовательности. Новорожденный, чувствуя голод, сердится на весь мир.. Годовалый ребенок, рассердившись на мать, может ударить ее по лицу. В два года ребенок несколько сдержит свой гнев, но отведет душу, затопав ногами. Четырехлетний ребенок, скорее всего, начнет спорить или драться с тем, кто отберет у него игрушку, хотя бы в первые минуты. Но все это время ребенок учится переводить свои буйные чувства в игру. Он может направить на вас игрушечное ружье и говорить: «Пиф-паф! Я тебя убью». Не упрекайте его за это. Он уже знает, что нельзя причинять боль близким, но можно «отвести душу» в форме игры. Возможно, ребенок, играющий в войну, скорее сможет стать добрым человеком, чем тот, который накапливает враждебные чувства, никак их не высказывая.

Мальчики 6-10 лет играют в жестокие игры более организованно. Играя в «войну», они разделяются на команды, устанавливают свои правила. Мальчиков постарше уже не удовлетворяют игры, их заменяют спортивные соревнования и другие формы соперничества. Для этих видов деятельности тоже нужна агрессивность, но уже подчиненная множеству правил и условностей. Другими словами, если двухлетний малыш бьет другого по голове, или четырехлетний делает вид, что стреляет в вас из ружья, или девятилетний ребенок с удовольствием читает рассказы о войне, то они проходят через необходимые стадии развития и укрощения своих агрессивных инстинктов, что поможет им стать достойными гражданами.

Однако излишнюю агрессивность необходимо сдерживать. Если же она не поддается контролю, значит, надо искать ее причины. Прежде всего надо обратиться к психотерапевту. Родители часто боятся этого, поскольку существует неправильное представление о назначении психотерапевта. Детский психиатр или психотерапевт — это врач, обученный понимать и лечить различные типы неправильного поведения и эмоциональных проблем. В прошлом психиатры лечили в основном душевнобольных, поэтому многие люди до сих пор не решаются к ним обращаться. Психиатры внимательно изучают повседневные проблемы, зная, что вовремя принятые меры приносят успех и предотвращают развитие серьезных проблем из повседневных.

Психолог — это специалист (необязательно врач), занимающийся различными вопросами психической деятельности человека. Психологи, работающие с детьми, проверяют уровень их умственного развития, восприимчивость, причины и средства исправления неуспеваемости в школе. Если возникают проблемы с поведением и обучением ребенка, посещение психолога и психиатра должно быть таким же естественным делом, как посещение любого врача с целью выяснения расписания прививок, способов профилактики болезней и т. д. Невролог — это врач, который диагностирует и лечит заболевания нервной системы. Он может выявить и назначить лечение при энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), вегетососудистой дистонии и других болезнях центральной и периферической нервной системы, которые часто сопровождаются нарушениями в поведении ребенка. Но с проблемами воспитания следует обращаться к психологу, психиатру, психотерапевту.

 

Литература
Здоровье вашего ребенка. Новейший справочник./Под рек. В.А.Александровой.Изв-во Эксмо, 2003 г.