Развитие мелкой моторики рук ребенка

/

Выражение «мелкая моторика» мы слышим часто. Но что оно означает? Под выражением «мелкая моторика» физиологи подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”. Многие исследования указывают на взаимосвязь между двигательным и речевым развитием детей, при этом особо подчеркивают благотворное влияние моторных упражнений на становление речи у детей раннего возраста. Кроме того, развитие мелкой моторики руки в позволяет готовить руку ребенка к письму, рисованию, к успешному выполнению практической деятельности с предметами (застегивать пуговицы, завязывать шнурки и др).

Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Не секрет, что в начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 3-ех лет - видио.



Обратите внимание! Пальчиковый тренинг повышает тонус коры головного мозга, поэтому следует соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей. В возрасте от года до трех-четырех лет рекомендуется заниматься от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день.

развитие мелкой моторики руки

Полезны игры с крупой, например, предложите ребенку выбрать из горстки гречневой крупы испорченные крупинки. Или сложить на столе из крупинок сердечко, кружочек, квадратик, линию и т.д. Проявите фантазию, "рисуйте" крупинками разного цвета (рис, гречка, горох). Делайте поделки из крупы.

Отлично развивает руку нанизывание. Можно нанизывать на нить (мягкую леску) пуговицы, бусинки, макароны.

Внимание! Не давайте ребенку для нанизывания проволоку, это опасно (можно наткнуться глазом). Кроме того, все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Можно предложить ребенку перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка.

Шитье, вышивка, бисероплетение

Эти виды рукоделия привлекают детей тем, что в результате стараний их пальчиков появляются полезные и красивые вещи. Можно вышить салфеточку, платочек и т.д. Для первых шагов в рукоделии лучше всего подходит вышивка крестом. Вышивать крестом можно предложить ребенку уже в 5-6 лет. Простые схемы для вышивания для детей 5-7 лет

Плетение бисером подходит для детей более старшего возраста.

Вырезание ножницами.

Для начала научите ребенка вырезать по прямой. Начертите на листе бумаги линию - пусть ребенок сначала научиться резать прямо и аккуратно по прямой. И только затем переходите к более сложным заданиям. Вырезайте простые геометрические формы и фигурки, картинки из старых цветных журналов. Из вырезанных фигурок можно составлять аппликации.

Работа с бумагой. Оригами.

Развитию мелкой моторики рук, а также памяти помогает складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Эта техника называется оригами. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.

Лепка из пластилина или теста.

Лепка – это один из очень полезных видов творчества, способствующей развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает всеми пальцами. Соленое тесто – чудесный материал для работы, хорошо подходящий для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях учреждений дополнительного образования детей. Этот материал приятный на ощупь и совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Если ребенок еще мал, Вы можете лепить мелкие детали сами, а ребенку предложить собирать готовую композицию.

Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Учите ребенка раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Это может быть - перемотка ниток в клубках, завязывание и развязывание узелков, завязывание бантиков у кукол, работа с мозаикой или пазлами. Если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Фото с сайта http://sovettebe.ru/